Некоторые дети ни перед чем не остановятся, чтобы привлечь ваше внимание. Они могут стучать по парте, рыгать, говорить неуместные вещи – даже самого опытного и преданного делу педагога такие виды поведения могут очень быстро измотать.

С течением времени, большинство детей учится более приемлемым способам привлечения внимания. Мешающие виды поведения идут на убыль. Тем не менее, всегда будут ученики, для которых проблемное поведение с целью привлечения внимания остается привычным. Они продолжают кричать, бросать вещи или иначе мешать всем окружающим, пока вы чувствуете беспомощность и раздражение.

Игнорирование может привести к поощрению более опасного поведения

Рафаель залез под парту во время математики. Когда его учительница проигнорировала это поведение, он переключился на то, что она не может игнорировать. Он приподнял парту и несколько раз громко стукнул ею по полу, пока учительница не отреагировала. Так Рафаель узнал, что громкий стук работает гораздо лучше, чем сидение под столом.

Педагоги могут невольно поддерживать эскалацию поведения своих учеников, которые сосредоточены на одном – их внимании. Если ученик обнаружит поведение, на которое взрослые в любом случае как-то реагируют, то он научится тому, что более опасное поведение эффективнее для получения внимания. В будущем ребенок перейдет на это поведение.

Что именно получает ребенок от проблемного поведения?

Для того, чтобы снизить проблемное поведение, нужно подобрать альтернативу простому игнорированию. А для этого нужно понять, почему конкретно ребенок прибегает к поведению ради негативного внимания.

В первую очередь, дети ищут негативного внимания, потому что получить его проще, чем позитивное внимание. Кроме того, позитивное внимание часто предоставляется непредсказуемо и проявляется не так заметно. Например, ребенок правильно и самостоятельно выполняет учебные задания в классе, но все, что он получает – легкая улыбка, одобрительный кивок, галочка в рабочей тетради, может быть, дежурное и монотонное «молодец». И все это за работу в течение 40 минут! Теперь представим, что этот ученик швырнул свой учебник через весь класс. В результате, оказывается, что такое поведение:

– Экономно: одно движение позволяет получить немедленную реакцию.

– Предсказуемо: поведение позволяет получать реакцию каждый раз.

– Приводит к более явному поощрению: у учителя меняется выражение лица, он говорит более эмоциональным и громким голосом.

– Позволяет получить более интенсивную реакцию: учитель может охнуть, закричать, подбежать к ученику, начать разбирать его поведение, может быть, даже других взрослых привлечет к этому процессу.

Поэтому в первую очередь нам нужно придумать альтернативные стратегии, которые позволят ребенку получить позитивное внимание такой же интенсивности, что и внимание в ответ на нежелательное поведение.

Альтернативы игнорированию

Более эффективное позитивное внимание

Если у ребенка низкие социальные навыки и есть проблемные виды поведения, то ожидаемое и уместное поведение – это уже достижение для него. Рекомендовано отмечать ожидаемое поведение как можно чаще. Например, реагируйте на то, что он зашел в класс и сел за парту. Если ученик редко отвечает во время урока, то поблагодарите его за активное участие, даже если он ответил не совсем правильно.

Более очевидное позитивное внимание

Когда мы злимся, наш голос и мимика более яркие. А вот позитивное внимание часто невербальное и малопримечательное. Используйте преувеличенные эмоциональные реакции и тон голоса, когда уделяете ребенку позитивное внимание. Это особенно важно для ребенка, которому сложно понимать социальные сигналы.

Выход из замкнутого круга

Приоритет для педагогов – это помочь всем ученикам чувствовать заботу и уважение. Педагоги должны помнить о том, что проблемное поведение – это способ ребенка сообщить нам о своем стрессе или тревожности, и нам нужны более проактивные и сочувственные подходы, чем просто начать игнорировать ребенка.

Чтобы выйти из замкнутого круга, когда ученик пробует все новые виды поведения для привлечения внимания, педагог должен сделать ставку на наше позитивное внимание, которое сможет эффективно конкурировать с негативным вниманием по эффективности, предсказуемости, очевидности и интенсивности.

Иногда достаточно прибегать к этим техникам в течение непродолжительного времени, и это разрывает замкнутый круг. После этого вы можете постепенно снижать частоту позитивного внимания и его интенсивность, одновременно продолжая работать над позитивными отношениями с ребенком.

 

 

 

 

 

 

Ответить