Описание 3 научно-обоснованных стратегий для подготовки ребенка с аутизмом к посещению новых мест и выполнению новых задач

 

Метод «прайминга»

Прайминг – это метод, когда ребенок заранее знакомится с материалами или иной информацией о новом занятии или событии. Метод используется, если вы предполагаете, что это занятие может вызвать у него трудности или в целом является для него стрессовым. Ученик изучает подробности о предстоящем событии – учебной эвакуации школы, приходе нового педагога, экскурсии и так далее. Такое предварительное знакомство помогает сделать событие более предсказуемым для ребенка. Прайминг эффективно применяется как в учебной среде, так и в отношении социальных ситуаций. В последнее время это стандартный подход к подготовке детей с аутизмом к новым местам или новым занятиям.

Модифицированные социальные истории

Социальные истории объясняют социальные концепции и ситуации в визуальном формате. Они эффективны для того, чтобы объяснить что-то ученикам с аутизмом. В социальной истории рассказывается, что будет происходить, и чего можно ожидать в новой ситуации. Как правило, социальные истории пишутся от первого лица, сопровождаются иллюстрациями и рассматривают ситуацию с точки зрения человека с аутизмом. Социальная история составляется индивидуально на том уровне, который будет понятен ребенку. Часто социальные истории дают ответы на вопросы, которые ученики с аутизмом не могут задать.

Кэрол Грей, разработавшая метод социальных историй, предлагает конкретную структуру истории и типы предложений, которые она должна включать. Хотя в идеале нужно точно следовать структуре Грей, в случае неожиданных перемен или новых событий, вы можете быстрее написать модифицированную социальную историю (то есть историю, которая не следует предложенному количеству разных типов предложений). Такая история вполне может подойти для прайминга.

После того, как вы определили новое событие, проверили, насколько ребенок может понять устную речь, напишите короткую историю в соответствии с руководством Грей, добавьте в нее иллюстрации – лучше всего подойдут реальные фотографии нового места или самого ребенка во время тех или иных действий.

Социальную историю следует читать ребенку регулярно, желательно каждый день в течение нескольких дней. Лучше всего, если историю читают дома и в школе одновременно. Если у вас достаточно времени на подготовку, то желательно разработать историю в соответствии со стандартами Кэрол Грей. Научные исследования (Ivey, Heflin, & Alberto, 2004) показывают эффективность социальных историй для подготовки к новому распорядку дня и новым событиям. Например, в одном исследовании социальные истории регулярно читали троим школьникам с РАС во время подготовки к нескольким посещениям общественных мест с классом. После чтения социальной истории в течение 3-5 дней перед новым событием (посещение вечеринки по случаю дня рождения, посещение местного пруда, посещение магазина подарков) дети начали активнее принимать участие в событиях, также у них уменьшилось проблемное поведение.

Карточка «перемены»

Хорошо известно, что с детьми с аутизмом очень важно использовать визуальные расписания, что подтверждается множеством научных исследований, а также непосредственным опытом специалистов (Harrower and Dunlap, 2001; Iovannone, Dunlap, Huber, & Kincaid, 2003). Визуальные расписания дают ребенку понять, что его ждет, они облегчают переход к новым занятиям и повышают независимость ребенка.

Если ребенок знаком с визуальными расписаниями и умеет им следовать, то можно включать в эти расписания предупреждения о переменах (Mesibov, Shea, & Schopler, 2005). Расписание на каждый день может меняться. Вы можете специально и целенаправленно менять запланированные события в расписании, чтобы постепенно развивать терпимость ребенка к переменам. Однако если расписание меняется, у вас должен быть план поддержки ребенка в этом случае.

Важно сделать для ребенка понятную визуальную подсказку – карточку «сюрприз» или «перемены», с помощью которой он мог бы понять концепцию перемен. На карточке «сюрприз» может быть специальный символ, фотография или слово, в зависимости от навыков ребенка.

Поместите карточку «сюрприз» поверх карточки с запланированным событием, которое было отменено (например, прогулка на детскую площадку). Рядом с карточкой «сюрприз» разместите карточку с занятием, которое его заменит (например, смотреть мультики в помещении).

Когда вы учите ребенка концепции перемен, полезно просмотреть с ребенком все расписание, посмотреть на карточку «сюрприз» вместе, а потом помочь ребенку с переходом к новому занятию. Иногда полезно сделать «конверт перемен» – это бумажный конверт со знаком «сюрприз», и ребенок кладет в него карточку с событием, которое не произойдет.

Лучше всего целенаправленно знакомить ребенка с переменами с помощью запланированных позитивных перемен. С помощью карточки «сюрприз» вы объясняете ребенку, что занятие, которое ему не нравится, отменяется, вместо него он будет заниматься чем-то более приятным. Например, «сюрприз» – вместо математики он будет играть на компьютере. После того, как ребенок освоил перемены с позитивным событием, его можно знакомить с нейтральными переменами. Например, математика отменяется, вместо нее будет чтение. Наконец, можно постепенно знакомить его с нежелательными переменами. Например, вместо перемены придется работать. Часто именно отсутствие любимого занятия вызывает у ребенка тревожность и протест. Если систематически знакомить ребенка с новизной как чем-то положительным и предоставлять ему поддержку во время перемен, это может увеличить гибкость и желание участвовать в новых занятиях.

Помощь детям с аутизмом, как правило, направлена на две основные «проблемные» области – социальные навыки и коммуникацию. Однако при этом очень часто мало внимания уделяется третьему диагностическому критерию аутизма – ограниченному поведению и интересам. С помощью визуальных стратегий дети с аутизмом могут постепенно учиться принимать новый опыт, активнее участвовать в новых занятиях, и это помогает им учиться самым разным навыкам.

Часто для визуальной поддержки используют схематичные иконки, которые можно скачать в Интернете. Однако некоторым детям они не походят. Постарайтесь заранее оценить, до какой степени ребенок понимает те или иные изображения, прежде чем делать визуальные подсказки. Некоторые дети воспринимают только реалистичные фотографии, или даже трехмерные предметы, которые символизируют те или иные события.

Эти стратегии можно использовать как в школе, так и дома. Например, вы можете готовить ребенка к приходу новой няни, посещению зоопарка, походу в ресторан или объяснять, что планшет с его любимыми играми сломан. Специалисты могут помогать родителям в определении новых и проблемных ситуаций и создании подходящих материалов.

Материал взят с сайта: https://outfund.ru/kak-podgotovit-detej-s-autizmom-k-novym-sobytiyam-i-opytu/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответить