Ваш ребенок не здоровается и не говорит другим детям «привет» без вашей подсказки? Он не умеет задавать вопросы о том, о чем говорит собеседник? Он не может предложить другим детям поиграть? Это лишь некоторые проблемы с социальными навыками, которые могут быть у ребенка с аутизмом, и которые могут мешать ему завести друзей. Одна из эффективных техник, которая может помочь детям с этими навыками – это самомоделирование на видео.

Самомоделирование на видео – это метод помощи детям аутизмом, и его эффективность поддерживается более чем 50 годами исследований. И для того, чтобы воспользоваться этим методом, достаточно смартфона или планшета и приложения для редактирования видеозаписей.

Дополнительное преимущество в том, что многие дети с аутизмом в наше время очень любят смотреть видео в качестве развлечения. Просмотр видео не связан для ребенка со стрессом и необходимостью выполнять ваши инструкции, к нему не предъявляется никаких требований. Так что, в отличие от других подходов, при видеомоделировании меньше риска протестного поведения и сопротивления ребенка.

 

Самомоделирование на видео – это способ показать вашему ребенку, что конкретно он должен делать в той или иной ситуации. Видео для моделирования должны быть короткими – от 30 секунд до 2 минут. На видео может быть только то, как ваш ребенок выполняет нужные действия правильно и самостоятельно. Все ошибки, затруднения, нежелательное поведение и ваши подсказки удаляются из видео с помощью выборочной съемки или редактирования.

Как учить ребенка здороваться или махать рукой в знак приветствия

Если вашему ребенку сложно приветствовать других людей, то можно обучить его этому навыку с помощью 30-секундного видео. Вот что нужно для этого сделать:

– Скажите ребенку, что вы будете снимать кино, и он будет звездой этого фильма.

– Объясните, что это видео поможет ему здороваться с другими людьми, чтобы ему было проще найти новых друзей.

– С помощью смартфона или планшета запишите на видео, как ребенок говорит «привет» или машет рукой. Он вряд ли сделает это сам, так что вам нужно будет подсказать ему или показать, что нужно делать. («Смотри как мама говорит «Привет, Патрик!», теперь ты скажи «Привет, Патрик!»»). Или же можно мягко подтолкнуть руку ребенка, чтобы он помахал ей. Только внимательно следите за тем, чтобы ваша рука не попала в кадр.

– С помощью того же смартфона или планшета снимите на видео, как разные люди здороваются с ребенком или машут ему рукой.

– Отредактируйте видео таким образом, чтобы получилось, что ваш ребенок здоровается с разными людьми. Вы можете повторять одну и ту же запись с вашим ребенком после приветствия разных людей. Существуют бесплатные приложения, с помощью которых можно легко отредактировать видео.

– Вставьте в начале и в конце видео фото ребенка, на котором он улыбается и выглядит счастливым.

– В начале видео скажите что-то вроде «Это Мэри говорит «привет» своим друзьям, когда видит их» или «Это Мэри машет рукой своим друзьям, когда видит их».

– Во время редактирования удалите любые ошибки или то, как вы говорите ребенку, что делать. На видео должно создаваться впечатление, что ребенок приветствует других правильно и полностью самостоятельно.

– Показывайте финальное 30-секундное видео ребенку 1-2 раза каждый день. Если ваш ребенок приветствует другого человека в реальной жизни, обязательно хвалите его. («Отлично помахала рукой Колину, Мэри!»)

– После того как ваш ребенок начнет регулярно говорить «привет» и махать рукой другим людям, начните показывать видео 1-2 раза в неделю в течение двух недель или прекратите показы видео. Не существует конкретных правил о том, как прекратить показы видео, хотя вашему ребенку может надоесть смотреть одно и то же видео слишком часто. Если ему надоест смотреть это видео, но ему все еще нужна будет поддержка, то снимите другое видео с тем же поведением.

Как учить ребенка просить других детей поиграть с ним

Некоторые дети с аутизмом хотят играть с другими детьми, но они не предлагают им поиграть. Вы можете снять видео, которое показывает ребенку, что именно надо сказать. Вот как можно это сделать:

– Скажите ребенку, что вы будете снимать кино, и он будет звездой этого фильма.

– Объясните, что это видео поможет ему звать других детей поиграть, чтобы ему было проще найти новых друзей.

– Вам будут нужны другие дети для съемок видео, вы можете попросить о помощи одноклассников ребенка, соседей, брата или сестру, детей родственников и так далее.

– Разложите игрушки, бумагу, карандаши и пластилин и так далее. Подскажите ребенку сказать: «Хочешь поиграть со мной в _____?» Подскажите другому ребенку ответить «Да» или «Конечно». Запишите видео с их разговором на смартфон или планшет, затем снимите на видео, как они играют вместе. Повторите съемку с разными играми, игрушками и занятиями.

– Отредактируйте видео так, чтобы на видео была только беседа и последующая игра без ваших подсказок, ошибок ребенка или нежелательного поведения. В финальной версии видео должно создаваться впечатление, что ребенок попросил друга поиграть с ним, например, с пластилином, друг согласился, они начали играть. В одном видео должны быть записаны разные игры. Существуют бесплатные приложения, с помощью которых можно легко отредактировать видео.

– Вставьте в начале и в конце видео фото ребенка, на котором он улыбается и выглядит счастливым.

– В начале видео скажите что-то вроде «Это Самсон приглашает своего друга Эндрю поиграть с ним».

– Показывайте финальную версию видео вашему ребенку каждый день или через день. Хвалите его каждый раз, когда он приглашает другого ребенка поиграть. «Ты так хорошо позвал Эндрю поиграть в классики!».

– Когда ребенок начнет регулярно звать друзей поиграть с ним, вы можете показывать видео 1-2 раза в 1-2 недели или просто перестать показывать видео. Не существует конкретных правил о том, как прекратить показы видео, хотя вашему ребенку может надоесть смотреть одно и то же видео слишком часто. Если ему надоест смотреть это видео, но ему все еще будет нужна поддержка, то снимите другое видео с другим другом.

Помните, что вы можете адаптировать эти примеры в зависимости от особенностей вашего ребенка. Самомоделирование на видео также могут использовать самые разные специалисты, работающие с детьми с аутизмом – учителя, физиотерапевты, логопеды, психологи. Этот метод можно эффективно применять для обучения и развития самых разных навыков.

Материал взят с сайта https://outfund.ru/

 

Ответить