Описания психологических упражнений, которые могут помочь детям и взрослым с РАС справиться с негативными мыслями и поддерживать более позитивный взгляд на жизнь.

 

Примеры психологических упражнений

Личные сильные стороны

Признание и использование своих сильных сторон повышает уровень счастья, оптимизма и уверенности в себе (Boniwell 2008). Люди в спектре аутизма чаще страдают от низкой самооценки по сравнению с нейротипичными сверстниками (Jamison and Schuttler 2015) и могут испытывать неуверенность в том, кто они есть (Simone 2015). Один из способов поддержать человека в спектре аутизма – это помочь ему определить и признать свои положительные качества.

В зависимости от возраста и особенностей людей, вы можете:

– Попросить определить 5-6 своих сильных сторон. Чтобы это было проще сделать, можно предъявить список самых разных возможных сильных сторон и попросить выбрать наиболее подходящие. В каких ситуаций он или она использует их? Что можно сделать, чтобы еще больше развить эти сильные стороны?

Примеры возможных сильных сторон: искренность, смелость, творческий подход, любопытство, умение прощать, энтузиазм, щедрость, благодарность, смелость, чувство юмора, надежда, доброта, верность принципам, критическое мышление, любовь к учебе, скромность, открытость, оптимизм, аккуратность, оригинальность, терпение, настойчивость, ответственность, самодисциплина, духовность, поддержка других, объективность, дружелюбие.

– Можно попросить доверенных друзей или членов семьи помочь в определении сильных сторон.

– Можно попросить «коллекционировать» сильные стороны в течение определенного периода времени. Попросите человека каждый день записывать, что сегодня прошло успешно, и какие сильные стороны удалось сегодня проявить.

– Можно оформить коллаж, фотоальбом или вести фотожурнал для наглядного напоминания о сильных сторонах и документирования того, в каких ситуациях человек их проявлял.

– Можно придумать супергероя, делать комикс или писать о том, как он проявляет различные сильные стороны.

Что делает вас счастливыми?

Помогите человеку определить, что именно приносит ему или ей счастье, радость или вдохновение. Для этого можно рассмотреть:

– Хобби и интересы.

– Любимые места.

– Люди, рядом с которыми приятно находиться.

– То, что заставляет его или ее улыбаться и смеяться.

– Случаи, когда человек испытывал прилив сил, восторг или любопытство.

– Мелочи жизни, которые доставляют радость.

– Моменты, когда человек чувствовал, что его или ее любят и ценят.

– Прошлый опыт, который приносил радость.

– Ситуации, когда человек полностью погружался в какое-то занятие или опыт.

Помогите человеку записать или иначе отобразить список того, что приносит ему или ей радость. Как можно добавить больше такого опыта в повседневный распорядок дня человека?

Дети школьного возраста могут провести «опрос о счастье», чтобы понять, что разные вещи делают разных людей счастливыми. Для этого дети могут, с вашей помощью, создать список разных ответов (общение с друзьями, спорт, чтение и так далее) и попросить друзей или членов семьи выбрать три самых подходящих ответа.

Жизненная стойкость

Иногда слишком просто сосредоточиться только на плохом, в то время как у каждого дня или события могут быть позитивные аспекты. Следующее упражнение может помочь добиться более сбалансированного взгляда на происходящие события:

– Разделите день, неделю или конкретное событие на маленькие части (например, поездка на работу, собрание в начале, расстановка продуктов на полках, перерыв на обед, работа на складе, поездка домой, ужин, разговор с другом по Интернету, просмотр телевизора).

– Пометьте каждое отдельное событие определенным цветом с помощью маркера или стикера. Пусть один цвет обозначает, что эта часть прошла хорошо, другой цвет, что эта часть прошла нормально, и третий цвет, что эта часть прошла не лучшим образом. Это поможет вам более объективно и сбалансированно оценивать прошедший день или событие.

– Подумайте над каждым элементом, который прошел не лучшим образом. Почему так получилось? Вы чему-то научились благодаря этому опыту? Вы сможете что-то сделать иначе в будущем? Также подумайте о каждом элементе, который вы оценили позитивно. Почему этот опыт был хорошим? Что поможет вам получить много такого опыта в будущем?

Материал взят с сайта https://outfund.ru/

Ответить