Исследование на основе реакций зрачка показало, что у аутичных людей недостаточно развит контроль над фокусом своего внимания

При аутизме наблюдается атипичная активность в части мозга, которая регулирует внимание. Об этом говорится в результатах нового исследования (1). Исследователи измеряли реакции зрачка в качестве показателя активности в участке мозга, который называется locus ceruleus или голубое пятно мозга.

Голубое пятно – это ядро в стволе головного мозга, которое играет ключевую роль в регуляции активации различных участков головного мозга, в том числе, оно контролирует внимание. Именно голубое пятно отвечает за расширение и сужение зрачка для регуляции того, как много зрительной информации получает человек.

По этой причине исследователи могут использовать размер зрачка для измерения активности этого участка мозга и оценить сосредоточенность человека на той или иной задаче – чем шире зрачок, тем больше фокус внимания.

Голубое пятно также может играть ключевую роль в регуляции баланса между процессами возбуждения и торможения в коре головного мозга. Некоторые исследования указывают на то, что равновесие между этими двумя процессами при аутизме нарушено, а значит, данный участок мозга может играть важную роль в биологии аутизма.

В новом исследовании ученые сравнивали реакции зрачка аутичных и нейротипичных людей во время выполнения задачи с отвлекающим звуком и без него. Зрачки нейротипичных людей расширялись, когда они слышали звук, что говорило о том, что голубое пятно усиливало фокус внимания на задаче, не давая человеку отвлекаться. С другой стороны, зрачки аутичных людей не реагировали на звук, что говорит о том, что их внимание не регулируется таким же образом.

Эта особенность может иметь огромные последствия для того, как аутичные люди воспринимают окружающий мир, считают исследователи.

«Если вы не можете по-настоящему сосредоточиться на наиболее важной информации, то вы будете подвергаться постоянной бомбардировке всех входящих сигналов из окружающей среды, – говорит ведущий автор исследования, Марлен Берманн, профессор психологии в Университете Карнеги- Меллон, США. – Это может способствовать сенсорной гиперактивности, которую вы наблюдаете у людей с аутизмом».

Подавление отвлекающих факторов

Исследователи просили 26 аутичных и 26 нейротипичных взрослых людей нажимать на клавишу каждый раз, когда на экране компьютера одна и та же буква появлялась дважды подряд. Затем участники повторяли задание, когда параллельно каждые 0,15 секунд звучал тон на такой же громкости, как и обычный разговор. Исследователи измеряли реакцию зрачков во время выполнения каждого задания.

Аутичные участники и люди из контрольной группы одинаково хорошо выполняли оба задания. Тем не менее, при звуковом сопровождении у людей из контрольной группы расширялись зрачки, что говорит о том, что голубое пятно направляло внимание на компьютерный экран и не давало отвлекаться на звук. Размер зрачка аутичных людей, по большому счету, оставался прежним.

«Это процесс, который блокирует отвлекающие факторы, чтобы вы могли сосредоточиться на своей задаче, – говорит Берманн. – У людей с аутизмом мы не наблюдаем разницы».

Разница в реакции значка наблюдалась, только если люди нажимали, правильно или неправильно, на клавишу, что говорит о том, что они выполняли задачу. Если участники из обеих групп пропускали пару одинаковых букв, то их зрачки не менялись в размере.

Эти данные соответствуют исследованиям, которые показали, что голубое пятно играет особенно важную роль, когда человек принимает решение действовать, говорит Берманн. Это поддерживает идею о том, что данный участок мозга регулирует процессы возбуждения и торможения.

Результаты исследования были опубликованы в апрельском номере журнала «Journal of Neuroscience».

Исследователи контролировали возраст участников, их размер зрачков и применение препаратов, в том числе лекарств, которые могут влиять на голубое пятно, например, к ним относятся нейролептик арипипразол и антидепрессант сертралин. (Среди аутичных участников 57% принимали подобные препараты, по сравнению с 4% участников из контрольной группы).

Аутизм и внимание

Эксперты, не принимавшие участия в исследовании, предупреждают, что необходимо воспроизвести такие же результаты в других исследованиях, прежде чем делать выводы о роли голубого пятна в аутизме.

В целом, это исследование является ценным вкладом в исследования аутизма, а реакции зрачка – это многообещающий показатель для таких исследований, в том числе потому, что его можно использовать для сравнения результатов у людей разного возраста, считает Терже Фальк-Йиттер, профессор психологии в Упсальском университете, Швеция.

Тем не менее, некоторые элементы исследования делают результаты неопределенными, говорит Фальк-Йиттер. Участники всегда сначала выполняли задачу без отвлекающего звука, так что сложно понять, вызвана ли реакция зрачков отвлекающим тоном или последовательностью выполнения задачи.

По словам Берманн, исследование было спланировано таким образом, чтобы создать базовые данные по активности голубого пятна у участников. То, что участники с аутизмом и без выполняли задачу в одинаковом порядке, но показывали разные результаты, говорит о том, что сам порядок не является причиной, добавляет она.

Другие эксперты с энтузиазмом встретили данные исследования, которые помогают лучше понять особенности внимания у аутичных детей. Эти результаты улучшают наши представления о сложных отношениях между аутизмом и синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), считает Джудит Майлс, заслуженный профессор детского здравоохранения и генетики Университета Миссури, США. Примерно 59% аутичных детей также имеют СДВГ, но до сих пор не ясно, насколько для них эффективны препараты и терапия для лечения СДВГ (2).

«Я все еще не уверена, что значат «проблемы с вниманием у детей с аутизмом», – говорит Майлс. – Возможность выделить эти симптомы на основе неврологического поведения или нейронных механизмов очень воодушевляет».

 

Ответить