Практически для всех детей с РАС характерна неравномерность (асинхронность) созревания и развития психических сфер — когнитивной, включая и речевую, эмоциональной и волевой. У них изменена чувствительность: либо избирательно повышена, либо явно снижена реакция на тактильные и сенсорные раздражители, как следствие снижения или повышения порогов чувствительности. У них проявляются снижение мотивации к большинству видов деятельности, трудности целенаправленного поведения, сложности в проявлении самостоятельности.

Для родителей, воспитывающих детей с РАС, проблема развития самостоятельности ребенка является одной из наиболее актуальных.

Для того, чтобы аутичный ребенок научился проводить свободное время более функционально, взрослый обязательно должен его направлять: либо говорить словами («Возьми пазл и поиграй»), или отвести физически или указать на игрушки. Но и тогда ребенок может заняться игрой лишь на короткое время, а все остальное время ходить из угла в угол, махать руками или веревочками.

Одной из самых эффективных технологий для обучения самостоятельно выполнять последовательность действий является технология расписания.

Расписание – это серия картинок или надписей, которые направляют к выполнению определенной последовательности действий. Каждый из этих стимулов направляет ребенка выполнять задания, участвовать в том или ином виде деятельности или получать награду. В зависимости от особенностей каждого ребёнка эти расписания могут быть либо очень подробными (разбивающими каждое задание на небольшие конкретные шаги), либо обозначать вид деятельности полностью (когда фотография или надпись побуждают ребенка выполнить все задание).

Цель технологии расписания – научить детей с РАС выполнять задания и действия без прямых инструкций со стороны взрослых и без их контроля.

Наглядные средства – схемы, четкие плакаты, инструкции, и в особенности расписания позволяют ребенку с РАС лучше адаптироваться в окружающем пространстве, лучше ориентироваться как в помещении, так и в процессе игровой или учебной деятельности, понимать последовательность событий и действий.

Расписания помогают ребенку с аутизмом справляться с тревогой, снижая таким образом беспокойство и придавая ему чувство уверенности.

 Общие правила введения расписания в жизнь ребенка с аутизмом

  1. Выберите вид расписания.
  2. Определите длину расписания.
  3. Решите, какие подсказки вы будете использовать, чтобы побудить вашего ребенка использовать расписание.
  4. Учите пользоваться расписанием.
  5. Отслеживайте, что делает ребенок.
  6. Вносите изменения в расписание по необходимости.
  7. Будьте последовательны в размещении всех занятий и событий в визуальном расписании, особенно в тех случаях, когда происходит нечто неожиданное.
  8. По мере того как ваш ребенок растет и развивает новые навыки, вы можете решить изменить формат расписания.

Предъявление наград. При правильном выполнении расписания чаще поощряйте ребёнка. Если в качестве награды используется угощение, давайте его из-за спины ребенка. При использовании жетонов, давайте их ребёнку как можно чаще и предъявляйте их так, чтобы ребёнок видел их. Старайтесь так предъявлять поощрение, чтобы оно немедленно следовало за награждаемым действием. Не поощряйте ребенка, если он делает задание слишком медленно, ошибается, сопротивляется физической помощи, раздражается или погружается в стереотипии.

Этапы помощи при обучении следованию расписания

Подготовка к обучению. Подготовить все материалы. Положить расписание. Необходимые материалы для выполнения заданий разложить на полке или на столе слева-направо.

Начальная инструкция. Дайте ребенку начальную инструкцию. Например, «Займись чем-нибудь, пожалуйста»; «Поиграй» и т.д. Дайте начальную инструкцию только один раз. После этого не говорите ничего до тех пор, пока ребёнок не будет выполнять задание, в котором предусмотрено задание «общение взрослого и ребенка» или пока он не выполнит всё расписание.

Физический контроль. Дайте начальную инструкцию, встаньте позади ребёнка и направьте его к расписанию (обычно ребёнка берут сзади за плечи или за руки и подводят к расписанию). Положите свои руки поверх рук ребёнка помогите ребёнку открыть расписание и показать на первую картинку. Затем подведите его к нужному заданию, помогите ему выполнить задание, обозначенное в расписании. Когда задание выполнено, его нужно прибрать на место. Затем снова подойти к расписанию, помочь перевернуть страницу, показать на следующую картинку, взять задание, принести его на рабочее место и выполнить, и т.д. Во время обучения расписанию взрослым необходимо сохранять молчание.

ИЗМЕНЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ЗАДАНИЙ

После того, как ребёнок освоил задания в расписании и выполняет их без помощи взрослых, необходимо картинки или фотографии в расписании поменять местами. Чтобы ребёнок быстрее усвоил новую последовательность в расписании – предметы, игры на полке или на столе должны соответствовать новому порядку изображений. В дальнейшем необходимо менять задания в расписании на каждом занятии и располагать задания на полке или столе случайным образом. Т.е. порядок осуществления изменения последовательности заданий и действий следующий:

  • поменять порядок нескольких картинок в расписании, и соответствующим образом переставить задания на полке или на столе. Затем работать с новой последовательностью, пока ребёнок не освоит ее полностью;
  • изменять последовательность всех картинок на каждом занятии. По достижении хорошего результата необходимо начать ставить задания на полку или стол в произвольном порядке, не соответствующем порядку изображений.

ВКЛЮЧЕНИЕ НОВОГО ЗАДАНИЯ В РАСПИСАНИЕ

Когда ребёнок научится работать с расписанием, в котором постоянно меняется порядок заданий, надо добавить новую картинку и задание к первому расписанию. Задание должно быть знакомым, любимым ребёнку. Например, если на последней странице расписания было изображение чипсов, можно переместить эту фотографию в середину расписания и добавить в конце новую картинку, изображающую не менее любимое занятие (сок, мыльные пузыри и т.д.). При добавлении нового задания возможно возвращение к полному физическому контролю (руки взрослого управляют руками ребенка). Это необходимо для того, чтобы помочь ребёнку справиться с более обширным расписанием. Затем использовать процедуры уменьшения физической помощи (дозированное направление, изменение локализации физического контроля, «теневой» контроль и увеличение дистанции). Когда ребёнок освоит новое задание, добавить ещё одну фотографию, картинку в расписание. Особенно любимое ребёнком занятие остаётся последним. Следует продолжать добавлять новые картинки и задания в расписание, но следить за тем, способен ли ребёнок справиться с ними.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Если ребёнок самостоятельно выполняет расписание при постоянной смене порядка картинок, с двумя-тремя добавленными заданиями и при частом изменении порядка расположения предметов на полке или столе, пора акцентировать обучение на развитии самостоятельности. Для этого необходимо уменьшать помощь, увеличивать дистанцию до тех пор, пока взрослый не будет находиться вне комнаты и вне поля зрения ребенка.

НОВЫЕ РАСПИСАНИЯ

Если ребёнок освоил расписание настолько, что выполняет его без помощи взрослого, необходимо вводить новое расписание. Выполнение первого расписания не стоит прекращать, нужно менять в нем последовательность картинок и заданий. При вводе нового расписания на основе первого можно попробовать изменить место для занятий.

Ответить