«Социальные истории» для детей с расстройством аутистического спектра – это одна из эффективных обучающих методик. Решить многие задачи и разобраться в сложных, неоднозначных ситуациях аутичному ребенку помогут социальные истории.

Что собой представляет социальная история? Это краткий рассказ с подробными иллюстрациями.

Социальные истории помогают детям с аутизмом «считывать» и понимать социальные ситуации. Они рассказывают о том, что происходит в конкретной ситуации, и показывают ребенку, как в этом случае нужно себя вести. Такие инструкции помогают структурировать поведение ребенка и уменьшить его тревожность.

Социальные истории применяются в самых разных ситуациях.

Например, их можно использовать:

  • для развития социальных навыков (как попросить о помощи, как вести себя в компании, как поздороваться или попрощаться перед уходом и т.д.);
  • в изучении рутинных комплексных действий при самообслуживании (в т.ч. приучение к горшку, мытьё головы, чистка зубов, отход ко сну и пр.);
  • для развития академических способностей;
  • в подготовке к предстоящим неизвестным до сих пор событиям (перелёт, поездка на поезде, поход в бассейн, в цирк, к стоматологу или в парикмахерскую, празднование дня рождения, Нового года и т.п.);
  • в поведенческой стратегии (помогают бороться со страхами и навязчивыми мыслями, помогают успокоиться, когда ребенок злится или нервничает и т.д.);
  • при освоении правил поведения в школе, на приёме у врача, в магазине, в аптеке или при переходе улицы;
  • для наглядного объяснения, как отреагируют окружающие на ситуацию, и чего будут ждать от самого ребенка;
  • в качестве помощи аутичному ребенку при изменении привычного расписания (когда идет дождь, я не выхожу гулять на улицу, вместо этого я буду…).

Изучать социальные истории с аутичным ребенком можно по следующей схеме:

  1. Напишите историю о приятном для ребенка событии (например, опишите поход в парк: как ребенок собирался с мамой в парк, ехал на машине или в автобусе, что делал в парке, как возвращался домой), приложите картинки или фотографии. Ребенок будет относиться положительно к чтению таких историй, и в следующий раз, когда рассказ будет описывать тревожную ситуацию, ему будет проще ее воспринимать.
  2. Выбрав время, когда ребенок спокоен и расслаблен, предложите ему почитать историю вместе. Объясните, что она написана про ребенка и специально для него. Давайте одну историю за раз, для того, чтобы ребенок не был перегружен информацией.
  3. Просматривайте социальную историю так часто, как необходимо: каждый день, периодически или же только в ситуациях, для которых написана история. Если в истории участвуют другие люди (брат, бабушка, учитель), постарайтесь привлечь их к чтению социальных историй.
  4. После того, как желаемый результат будет достигнут (ребенок запомнит, как действовать в этой ситуации, избавится от страха, перестанет проявлять агрессию), постепенно отходите от чтения социальной истории. Можно или увеличить промежутки между ее чтением, или же внести в историю изменения, которые помогут развить новые необходимые навыки.

Примеры социальных историй

Когда я не слушаю других людей

Очень важно смотреть на людей и прекратить делать то, что я делаю, если они хотят мне что-то сказать.

Иногда взрослые говорят мне очень важные вещи, которые я должен знать.

Если я не смотрю и не слушаю, то я могу пропустить что-то важное, и взрослые рассердятся.

Я знаю, что это плохо – продолжать делать то, что я делаю, если взрослые хотят, чтобы я слушал.

Я буду слушать взрослых, когда они говорят со мной.

Я думаю только о том, что говорят или делают другие люди.

Когда я это делаю, у меня могут появиться новые друзья, и я понимаю, что происходит вокруг.

Если я думаю о других вещах, то я могу отвлечься и даже запутаться.

Люди подумают, что я странный и со мной не будут играть.

Я всегда буду думать о том, что говорят и делают другие люди.

Личное пространство

Когда я говорю с людьми, мне нужно предоставлять им личное пространство и не приближаться к их лицам.

Когда люди стоят слишком близко, то другие люди чувствуют себя дискомфортно.

Каждому нужно личное пространство.

Когда я вызываю дискомфорт у других людей, они стараются меня избегать.

Может быть, они даже не захотят снова со мной разговаривать.

Когда я предоставляю достаточно личного пространства людям, то я могу играть и говорить с ними, я могу повеселиться, и у меня могут появиться новые друзья.

Ответить